Образование для жизни

Анализ работы по реализации региональной программы «1000-list-nick»

31.08.2016


Анализ работы по реализации региональной комплексной межведомственной программы вовлечения детей и молодежи Пензенской области в инновационную деятельность «1000-list-nick» в МБОУ МГ №4 «Ступени» г. Пензы за 2015-2016 учебный год

В современных условиях развития рыночной экономики, в которой основным ресурсом становиться мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, идет становление новой российской системы образования, вводятся новые стандарты обучения.

В настоящее время в науке рождаются инновационные технологии, требующие соответствующего развития производства и экономики. Так и в современном образовании необходимы новые технологии и подходы, которые основываются на опыте и достижениях педагогической науки.

Пензенская Лига Новых школ (далее - Лига) создана непосредственно под эгидой и при ресурсной поддержке Правительства Пензенской области, Министерства образования Пензенской области как сетевое сообщество, цель которого - объединение усилий педагогических организаций для продвижения в школах региона идей, направленных на развитие современного образования вообще и естественнонаучного, физико-математического, научно-технического образования в частности.

Основной целью Лиги является организация сетевого взаимодействия и объединение усилий образовательных учреждений, учёных, производственников, предпринимателей, преподавателей вузов для совместного поиска путей качественного обновления содержания естественнонаучного физико-математического, научно-технического образования в российском общем образовании с ориентацией на подготовку кадров для современной индустрии, использующей инновационные технологии.

Главная задача Лиги – содействовать становлению и распространению педагогических практик, реализация которых в общеобразовательных учреждениях способствует обновлению естественнонаучного, физико-математического, научно-технического образования, приводит к тому, что образовательный процесс в школах становится более личностно-значимым для учеников, социально и практико-ориентированным, исследовательским, интегрирующим различные науки и ориентирующимся при этом на современные технологии.

Для решения главной задачи Лиги МБОУ МГ №4 «Ступени» г. Пензы, как школа-участница в своей деятельности в рамках Лиги придерживается следующих ориентиров развития:

 1. Качественные базовые компетенции. Школа реализует базовые учебные программы на качественном уровне с акцентом на естественнонаучное, физико-математическое, научно-техническое образование.

2. Осознанный личностный выбор образовательных маршрутов, а также проектов, в т. ч. связанных с самостоятельным проведением перспективных научных исследований.

3. Над- и мета-предметная учебная интеграция. Школа создаёт научно-методические разработки и организационно-педагогические условия для продуктивной над-и мета-предметной интеграции, организует учебный процесс в таких формах и с таким содержанием, которые способствуют полноценной реализации междисциплинарного подхода в познавательной деятельности учащихся.

4. Историческая память. Школа ориентируется на изучение истории  естественных наук и роли личной, общественной инициативы, меценатства в развитии отечественной науки и производства.

5. Моделирование. Школа в образовательном процессе моделирует технологические процессы, социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании.

6. Научная популяризация. Школа занимается популяризацией достижений и перспектив в сфере современного естествознания, физико-математических наук, научно-технического творчества вообще и нанотехнологий в частности.

7. Активное социальное партнёрство. Школа реализует проекты в партнёрстве с учреждениями и представителями науки и бизнеса в Пензенской области, предполагающие непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организацией производства.

8. Школа, участница Лиги – это школа:

- образующая конкретную модель практического взаимодействия науки, бизнеса и педагогики в сфере школьного образования;

- создающая качественный прецедент в ранней опережающей подготовке российских специалистов в сфере высокотехнологического производства, а также рабочих и инженеров среднего звена в сфере разработки, внедрения и использования перспективных высоких технологий;

- обеспечивающая условия для образования молодых людей, склонных к научным исследованиям.

В 2015-2016 учебном годы учащиеся 7-11 классов МБОУ МГ №4 «Ступени» г. Пензы приняли участие в ряде внутрисетевых проектов Лиги, направленных на качественное улучшение школьного естественнонаучного, физико-математического, научно-технического образования:

1)                сентябрь 2015г. – стартовое мероприятие нового учебного года Пензенской Лиги Новых школ. Программа мероприятия включала в себя организационное совещание координаторов школ-участниц Лиги, а также II межшкольные интеллектуальные соревнования учащихся на кубок молодежного отряда «Новатор». В мероприятии приняли участие учащиеся 10б класса. Данное соревнование направлено на поддержание дружеской соревновательной, интеллектуальной атмосферы и создание сообщества инновационно-мыслящих людей.

2)                сентябрь 2015г. – введение статуса Стажеров и Дебютантов молодежного отряда «Новатор», первая встреча стажеров. Стажерами от нашего образовательного учреждения стали ученицы 10б класса Кременцова Анастасия, Тугушев Валера, Блиновская Ирина, Баранова Софья. Цель введения данного статуса – организация работы в образовательных учреждениях Пензенской Лиги Новых школ по реализации программы «1000-list-nick» и целенаправленная подготовка претендентов из числа активных участников ключевых мероприятий программы для вступления в молодежный отряд «Новатор». С 1 по 5 октября стажеры проводили презентацию программы и сайта «1000-list-nick» для учащихся 8-11 классов гимназии.

3)                октября 2015г. – интеллектуальное шоу «Осенило!», которое проходило на базе нашего образовательного учреждения. От каждой школы в нем приняли участие 20 ребят в возрасте от 14 до 16 лет. Данное мероприятие направлено на формирование и развитие творческого потенциала молодежи в рамках программы «1000-list-nick». В ходе интеллектуального шоу ребятам предстояло пройти шесть раундов. В первом раунде содержались вопросы об истории развития науки и технологий. Второй раунд предполагал вспомнить последние тенденции в науке и технике. Раунд 3 содержал вопросы, касающиеся профессий и специальностей, которым обучаются участники летней школы «TeenГрад»: экономика, маркетинг, PR и реклама, дизайн, оператор станков с ЧПУ (высокотехнологичное оборудование). В четвертом раунде были логические вопросы. Следующий раунд - «Друдл» (графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа), задача участников - увидеть в изображении разные предметы. Финальный раунд состоял из 3 вопросов под общей темой «Самые-самые». В ходе 6 раунда команды делали ставки, не превышающие сумму набранных в ходе всего шоу баллов, при правильном ответе сумма баллов увеличивалась, а при неправильном - уменьшалась соответственно ставке. В интеллектуальном шоу ребята проявляли не только знания, но и смекалку,  логику и решительность. По итогам шоу 6 команд стали победителями и были награждены знаками отличия – браслетами.

4)                С октября по декабрь 2015г. – проходил первый этап интернет-конкурсов «НоваторWeb».

5)                ноябрь 2015г. – игра «Интеллектуальная дуэль», в которой от каждой школы принимало участие 16 человек. В ходе организации и проведения мероприятия активное участие принимали стажеры МО «Новатор».

6)                ноябрь 2015г. - стартовала программа «Синергия».  Основными участниками «Синергии» стали стажеры программы «1000-list-nick». От МБОУ МГ №4 «Ступени» в событии приняли участие Кременцова Анастасия и Тугушев Валера, учащиеся 10б класса. Ребятам предоставлена возможность  доработать идеи участников летней школы «TeenГрад» и оформить их в качественные молодежные инновационные проекты, готовые к дальнейшей коммерциализации. Вокруг каждой идеи сформировались команды. Участники провели мозговой штурм и распределили зоны ответственности. Особый интерес у ребят вызвал рассказ о реальных примерах коммерциализации проектов и построении собственного бизнеса молодыми инноваторами. Школьники побывали в музее занимательных наук «Реактор» и еще раз убедились, что пройти путь от  идеи до успешного бизнеса может каждый.

7)                декабрь 2015г. – интеллектуальные соревнования «Игры разума». Формат данных интеллектуальных соревнований позволяет определить креативность и скорость мышления участников конкурса. Творческие задания и краткий промежуток времени на их решение продемонстрировали возможности команд-участниц.

8)                февраль 2016г. – интеллектуальная игра «Межшкольная дуэль», которая проводилась на базе Дворца детского и юношеского творчества.

9)                февраль 2016г. – в работе Зимней школы «ДомInno» принял участие Тугушев Валерий, ученик 10б класса.

10)           март 2016г. – учащиеся гимназии посетили церемонии открытия и закрытия Всероссийского молодежного фестиваля научно-популярного фильма «KinnoFest», которые проходили в библиотеке им. М. Ю. Лермонтова. В работе фестиваля принял участие Тугушев Валерий, ученик 10б класса. В этом году группа учащихся от гимназии приняла участие в заочном этапе этого фестиваля, представив на суд жюри отснятый своими силами фильм про «PROдвижение». Мохнорылова М. С. приняла участие в работе фестиваля в качестве координатора команды из г. Москва.

11)           апрель 2016г. – «Аукцион идей «InnoTeens», который проходил на базе ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей».

12)           10-19 июля 2016г. – на базе ГАОУ СПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области» будет проходить работа Летней школы «TeenГрад». К участию приглашаются учащиеся 8-11 классов – победители комплекса интернет-конкурсов «НоваторWeb» 2.0, победители конкурса «Аукцион идей «InnoTeens», комплекса мероприятий по развитию творческого и инновационного потенциала молодежи «Лига победителей», активные участники зимней школы «ДомInno», победители и лауреаты олимпиад, конференций технической и естественно-научной направленности, выставок технического творчества. От МБОУ МГ №4 «Ступени» в работе летней школы примут участие: Кременцова Анастасия, 10б класс (победитель конкурса «НоваторWeb» 2.0), Тугушев Валерий, 10б класс (призер конкурса «НоваторWeb» 2.0, номинация «Видео»), Морозов Илья, 10б класс  (призер конкурса «НоваторWeb» 2.0, номинация «Видео»), Зайцев Влад, 9б класс (призер конкурса «НоваторWeb» 2.0, номинация «Видео»). Участие в летней школе бесплатное.

В 2015-2016 учебном году в комплексе мероприятий в рамках межведомственной программы «1000-list-nick» приняли участие около 100 учащихся гимназии.

Таким образом, работу по реализации региональной комплексной межведомственной программы вовлечения детей и молодежи Пензенской области в инновационную деятельность «1000-list-nick» в МБОУ МГ №4 «Ступени» г. Пензы за 2014-2015 учебный год можно считать удовлетворительной.

В новом 2015-2016 учебном году работу планируется продолжить и расширить, путем создания положительной мотивации у школьников к изучению дисциплин естественно-научного и технического направления, выявления талантливой молодежи и вовлечения ее в научную и инновационную деятельность, а также увеличения количества участников конкурсов и мероприятий региональной комплексной межведомственной программы вовлечения детей и молодежи Пензенской области в инновационную деятельность «1000-list-nick».

Координатор

Мохнорылова М. С.